Компания,
22 ноября 2010 г.
Онэксим тур 1103 просмотра
Проблемы, возникшие на прошлой неделе у "Капитал Тур", грозили обернуться не только срывом новогодних отпусков у клиентов компании, но и масштабным переделом рынка. Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны: туроператора купили структуры Михаила Прохорова. Однако эксперты предупреждают, что репутации "Капитал Тур" был нанесен серьезный ущерб, и новому собственнику придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть ей "лицо".
***
Шило не утаишь
Туристический рынок лихорадит, признался в середине прошлой недели один из владельцев крупной турфирмы. Впервые в истории отечественного турбизнеса компания с оборотом 16,1 млрд руб. оказалась на грани банкротства. В случае если бы компания свернула свой бизнес, лимита страхования ее гражданской ответственности, который установлен на уровне 100 млн руб., на всех точно не хватило бы. "При средней стоимости тура около 30 000 руб. на возмещение вправе рассчитывать чуть более 3000 человек (на данный момент фирма продала, по различным оценкам, от 20 000 до 50 000 туров. - Прим. "Ко")", - отмечает представитель страховой компании. "Пока к нам не обратился ни один действительно пострадавший от данной ситуации", - заявил руководитель пресс-службы СК "Инногарант" (страховщик гражданской ответственности "Капитал Тур") Александр Кремер. Он уточнил, что общая страховая сумма составляет 190 млн руб. Но этого все равно крайне мало для компенсации всех потенциальных потерь клиентов компании. "Если компания окажется неспособной продолжить деятельность, отдых ее клиентов, в том числе и в период новогодних праздников, окажется сорван. Это будет означать крах не только самого туроператора, но и многих его розничных партнеров-турагентов, которым будут предъявлены претензии", - рисовала мрачную перспективу Татьяна Федоскина. При этом генеральный директор туристической компании "Дельфин" Сергей Ромашкин напоминает, что первые слухи о неустойчивости финансового положения "Капитал Тур" появились еще в 2008 году. "Шило в мешке не утаишь: можно предположить, что проблемы начались давно, но руководство их каким-то образом решало", - отмечает эксперт. Участники рынка видят основные проблемы компании в ее агрессивном росте: она продавала дешевый продукт с очень низкой доходностью, зачастую - дешевле себестоимости. Фактически речь идет о демпинге, благодаря которому "Капитал Тур" стремился увеличить долю рынка. "Руководство вело рискованную и длинную по времени демпинговую кампанию", - подтверждает Сергей Ромашкин. Почему проблемы стали достоянием гласности только сейчас? Дело в том, что туристический бизнес сильно отличается от других отраслей, например от продуктового ритейла, в первую очередь тем, что туроператоры, как банки, берут деньги вперед. То есть крупные туроператоры накапливают банковские риски, не являясь банками по сути. "Как говорят, маленький долг - проблема должника, большой долг - проблема кредитора. Я склоняюсь к тому, что, скорее всего, банки потребуют с "Капитал Тур" возврата", - говорил о будущем бизнеса "Капитал Тур" Сергей Ромашкин. При этом мало кто верил в то, что "Капитал Тур" удастся самостоятельно поправить положение: туристы и агентства фирме уже не доверяют. "Их билеты на Новый год продают другим туроператорам", - рассказал на условиях анонимности руководитель крупного туристического агентства.
Кроме банков-кредиторов, "Капитал Тур" должен еще заплатить своим зарубежным партнерам, в первую очередь отелям. Так, по данным участников рынка, компания не рассчиталась за размещение туристов с некоторыми зарубежными хотельерами еще за прошлый, 2009 год. "В нашем бизнесе мы можем ведь кредитоваться не только за счет туристов, но и за счет партнеров, не выплачивая им сразу за размещение, - это нормальная и хорошая для нас практика. Поэтому, скорее всего, если они ("Капитал Тур". - Прим. "Ко") действительно должны 1,3 млрд руб. девяти банкам, их реальная задолженность значительно больше", - констатирует Сергей Ромашкин. У "Капитал Тур", по неподтвержденным данным, имеются также существенные долговые обязательства перед "Аэрофлотом", правда, выяснить их размер не удалось. "Мне жаловался один региональный туроператор, что им сложно работать с "Капитал Тур" на индийском рынке, поскольку выплаты от компании постоянно задерживались, оператор завинчивал гайки. Поэтому сейчас этот региональный оператор работает с "Капитал Тур" только по предоплате", - рассказывает Сергей Ромашкин.
Пошли по наклонной
Несмотря на то что МФК фактически спас "Капитал Тур" от банкротства, но, как говорится в известном анекдоте, вилки мы нашли, а осадок-то остался. Под удар попали не только клиенты туроператора, которым изрядно потрепали нервы, но и партнеры компании, и даже другие крупные участники рынка. Эксперты прогнозируют, какие выводы могут сделать чиновники для предотвращения подобных "историй" в будущем. Например, государство в разы может повысить размер финансовых гарантий для туроператоров. "Вопрос о пересмотре системы страхования ответственности может быть поднят, потому что совершенно очевидно, что, если бы события развивались по худшему сценарию и не вмешался МФК, существующая система страхования с ситуацией справиться бы не смогла. Действующий на данный момент закон не учитывает возможности существования такого годового оборота. Верхняя планка на данный момент 100 млн руб. для операторов с выручкой свыше 300 млн руб. в год, а речь идет о миллиардах", - соглашается Татьяна Федоскина. "Если бы произошло столь крупное банкротство, оно могло бы стать сигналом к необходимости изменения требований к страхованию. Однако при действующей модели страхования с такой ситуацией и страховщик может не справиться. Потребуются кардинальные изменения, и иного пути, как формирование профобъединения страховщиков и создание компенсационного фонда, я не вижу", - добавляет руководитель дирекции развития страхования ЗАО "МАКС" Светлана Гусар. Повышение размера финансовых гарантий приведет к глобальному переделу всего туристического рынка страны, предупреждают его участники. "Масштабное повышение фингарантий без учета дифференциации компаний по размерам их деятельности может привести к уходу с рынка многих игроков", - предостерегает Дмитрий Даниленко. "Тяжелее всего с этим будет справиться небольшим узкоспециализированным компаниям, которые, кстати, часто предлагают довольно высокого качества продукт - как большие специалисты в своей узкой области. Средние компании, крепко стоящие на ногах, вряд ли уйдут с рынка, скорее, объединят усилия с коллегами", - добавляет Татьяна Федоскина. В любом случае, все без исключения опрошенные "Ко" эксперты уверены, что ситуация с "Капитал Тур" является прецедентом, за которым последуют изменения правил игры на профильном рынке.
Максим ЛОГВИНОВ, Анастасия МАРКИНА (с сокращениями)
Вся пресса за 22 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|